Мы приехали в Рязань на шоу «Девочка и слон», руководителем которого является Андрей Корнилов, дрессировщик слонов в четвёртом поколении.

Корниловы – легендарная цирковая династия. Их история началась более 130-ти лет назад. Практически весь мир увидел шоу с участием индийских слонов Корниловых: Франция, Германия, Италия, США, Норвегия, Швеция, Турция, Бельгия и многие другие страны. Династия Корниловых занимает почетное место среди российских представителей циркового искусства.

За кулисами Рязанского цирка загримированные артисты, слоны, лошади, собаки, громоздкие декорации и приглушённый свет. Андрей Корнилов периодически выходит на манеж, мы слышим восторженные крики зрителей. После первого отделения, во время антракта, у Андрея, наконец, выдаётся «свободное от работы время», и мы идём в фойе, чтобы поговорить с ним о слонах, театрально-цирковом шоу и, конечно, первом в России заповеднике для слонов.

Как Вы начали работать со слонами? Помните своё первое выступление?

Помню. Это было на Цветном Бульваре в возрасте 11,5 лет. Я выходил на манеж в образе подсадного парнишки. Сюжет заключался в следующем: клоун выходил на манеж со слоном и вытаскивал из зрительного зала мальчугана. Мальчуган боялся, упирался, а потом падал через барьер и оказывался в манеже. В этот момент слон поднимал его хоботом и делал трюк — крутился, стоя на одной ноге, вокруг своей оси на специальной металлической конструкции. Это был мой первый выход, как артиста. А полгода спустя, когда со мной позанимался уже и мой отец, и артисты (акробатикой, актёрским мастерством) — для меня сделали образ «маленького папы». Т.е., я был копией папы. И мы вдвоём с ним работали. Я залезал на африканскую слониху, делал трюки. Это, конечно, было умилительно, смешно. Такими были мои первые выходы. В 17 лет я уже вырос из этого образа, образа ребёнка своих родителей, и мама придумала мне образ Паганеля. Я выходил в образе Паганеля также из зрительного зала, якобы придя смотреть представление. Паганель был прообразом американца, который пришёл в цирк с чемоданом. И когда у меня возникал «конфликт» с билетерами (по легенде я купил билет у перекупщиков, и он был без места) — я также падал через барьер, оказывался в цирке, и начинался спектакль. Через всю линию спектакля я проходил, как человек, который любит цирк и попадает в этот удивительный мир. В конце спектакля я работал со слонами. Так происходила моя трансформация.

Вы всегда знали, что будете работать со слонами? Не было мыслей о других профессиях?

Были мысли. Я очень хотел попробовать себя в кино. Не получилось заняться этой работой серьезно, но удалось соприкоснуться с миром кино. Мы со слонами снимались в нескольких картинах. Из известных — «8 новых свиданий» и «8 первых свиданий» с Владимиром Зеленским и Оксаной Акиньшиной. Ещё один фильм — это фантастика. Снял ее Ренат Давлетьяров. Этот фильм не вышел в прокат. Для него пока не нашли продюсера, и он пылится на полках. Мои дед и прадед также соприкасались периодически с индустрией кино. «Приключения желтого чемоданчика», «Солдат и слон», «Старик Хоттабыч» и еще много других фильмов. Там снимались слоны моих деда и прадеда. И мы с моими слонами продолжаем эту историю с кино.

Сейчас Вы гастролируете с программой «Девочка и слон». Как пришла идея создания такого прекрасного шоу? Кто писал сценарий? Кто занимался подбором артистов?

Это команда Юрия Квятковского, который был до недавнего времени главным режиссёром компании Росгосцирк. Мы плод их двухгодичной работы. Когда Юрий Квятковский и его команда были во главе Росгосцирка — они решили сделать такой проект — синтез цирка и театра. Хотя многие из цирковой общественности подвергали критике наш спектакль и даже сомневались в том, что он будет иметь успех у публики. Они считали, что такой спектакль будет не востребован и неконъюнктурен. Но практика показывает обратное. Юрий Квятковский пригласил для нашего спектакля около 12 режиссеров. Они с командой заявили сделать 12 премьер по всем циркам. К нам приставили режиссёра-сказочника Полину Стружкову. Она ставит детские спектакли, специализируется именно на этом направлении. И наша команда, конечно, была очень сильная и одаренная. Были хореографы Евгений Кулагин и Иван Евстигнеев. Они вдвоём поставили всю хореографию. И за счёт того, что был такой серьёзный подход к спектаклю — он имеет успех. У нас проходили серьезные репетиции, с нами занимались актёрским мастерством (со всем составом программы), чтобы люди вышли из привычной для них атмосферы, вышли за рамки своих возможностей по части образов и актерской игры.

Ваши слоны, Претти и Марго, делают очень много потрясающих трюков. В том числе в шоу «Девочка и слон». Причём, в очень быстром для слонов темпе. У Вас есть какая-то своя секретная методика работы со слонами?

Методика складывается из опыта предыдущих поколений, начиная с моего прапрадеда. Мой прапрадед, Иван Лазаревич Филатов, был основателем зооцирков по всему Советскому Союзу. И, конечно, этот опыт предыдущих поколений передался нам с сестрой под чутким руководством мамы, под чутким руководством бабушки, которая до сих пор приходит (дай, Бог, ей здоровья), смотрит, делает какие-то замечания. Ей 94 года. В декабре будет 95. Поэтому, конечно, есть какие-то свои секреты, определённые наработки, система, традиции, по которым и идёт обучение слонов.

Вы открыли первый в России заповедник для слонов под Сочи. Как Вам это удалось? Как долго Вы к этому шли? Как возникла идея создания заповедника?

Знаете, это мечта всей моей жизни. Я начал делать это ещё лет 15 назад, когда мы летом просто вывозили слонов на природу, не имея практически ничего, кроме слоновоза. Мы вывозили их гулять. Там они, конечно, получали максимально большое количество положительных эмоций: они купались в водоёмах, они кушали листву деревьев. И я понял, что это здорово. После отдыха они чувствовали себя намного лучше, пребывали на эмоциональном подъёме. У родителей была такая же цель, мечта создать базу для слонов. Но у них не получилось. А у меня это получилось, благодаря Росгосцирку, директору сафари-парка «Live Vision» и, конечно, моей жене Екатерине, ведь это ее проект. Мы открыли такой парк, где слоны будут пребывать каждое лето. Там они будут находиться на территории около 10-ти гектаров и свободно гулять, купаться в водоёмах, загорать, кушать плодовые деревья и свежую траву. Там созданы все условия, чтобы они чувствовали себя хорошо. И, конечно, это только первые шаги. Потому что в дальнейшем хочется сделать большой проект, где основным, доминирующим местом будет парк слонов. Но помимо слонов в этом парке будут и другие животные. Которые отработали в цирке, например, и будут доживать свою старость в этом парке. Или те животные, которые были по каким-то причинам «списаны». Будут экзотические животные. Это будет место, как сафари-парк. С большой коллекцией животных. И что самое главное — мы хотим разводить слонов. Хотим, чтобы наши слоны Марго и Претти стали мамами. Их возраст позволяет им это сделать. И даже если мы не сможем приобрести самца — возможно, мы сделаем это с помощью ЭКО. Потому что предварительные переговоры с европейскими врачами и специалистами уже проведены, и это все возможно. Как показал опыт, люди очень тепло восприняли наш проект, наш парк. Все пребывали в восторге. Очень много благодарных посетителей, которые оставляли свои отзывы. Это действительно то место, где люди могут пообщаться с животными один на один в дикой природе. Аналога в России точно нет. Поэтому, думаю, стоит продолжать развивать этот проект и дальше. И ещё в этом проекте подразумевается создание научно-исследовательской лаборатории, где могут воспитываться кадры биологов, экологов и ветеринаров. Потому что люди будут находиться там круглые сутки со слонами, наблюдать, как животные ведут себя днём, как они ведут себя ночью, производить видеосъёмку, которая потом, возможно, будет транслироваться даже в прямом эфире, онлайн на каких-нибудь пабликах и каналах, таких, как YouTube. Это будет интересно людям. А ещё можно будет производить научно-исследовательскую работу. Что тоже на сегодняшний день актуально, потому что в нашей стране спецов по слонам не так уж и много. Их практически нет. Но если это все саккумулировать — проект будет очень интересным. Ну и, конечно, это эко-отель, это взаимодействие с фирмами, которые выращивают эко-продукты и будут привозить их и для посетителей, которые будут там жить, и для слонов. В общем, сейчас разрабатывается такой серьёзный проект. И этим проектом мы хотим воспитывать в населении экологическое сознание. Чтобы люди обращали внимание на природу. Чтобы они могли отвлечься от виртуального мира и побыть наедине с природой и с животными. Это все возможно при хорошей подготовке и профессиональной работе. Этот проект предполагает задействование около 1500 специалистов, которые будут его обслуживать.

А как Ваши дочки общаются со слонами? Видите их артистами цирка?

Вы знаете, я сейчас настраиваюсь на парковую историю, поэтому вижу своё будущее там. Дочки, конечно, уже занимаются художественной гимнастикой, регулярно ходят на спорт. Также они присутствуют на репетициях в цирке. Они очень любят находиться в цирке, им нравится атмосфера. И самое страшное наказание для них — что они не пойдут в цирк. Это не говорит о том, что они настоящие цирковые дети. Конечно, мы воспитываем их, чтобы они были артистами, чтобы они могли быть на публике — что-то делать, удивлять, дарить красоту. Мы с женой сейчас создали проект, который называется «Вики-Ники Два Слона». Это YouTube-канал, где у нас уже есть несколько серий. Там как раз тот формат, где две маленькие девочки, наши дочки, взаимодействуют со слонами. Я думаю, это тоже определённая ступень, ведь все сейчас переходит в онлайн формат, поэтому будет иметь больший охват и большую аудиторию.

И наш традиционный вопрос — что для Вас счастье?

Счастье — это то, что здоровы и живы все мои близкие люди. Это самое основное. А все остальное прилагается к этому счастью. Это уже дополнение. Когда реализовываются твои мечты — это только от того, что у тебя открыто сознание, открыта душа ко всему этому, потому что ты не обременён какими-то проблемами, которые тебе мешают. В этом и заключается счастье.

Интервью подготовила Виктория Стамо, фото Екатерины Литвиненко

ФОТОРЕПОРТАЖ  циркового спектакля «Девочка и Слон»