Дрессировщики яков Максим и Екатерина Бощенко не мечтали о такой профессии, в цирк пришли артистами балета. Но потом появилась возможность взять аттракцион с такими необычными животными. Сейчас Максим и Екатерина дрессируют уже шестерых яков. В шоу «Королевский цирк» заслуженного артиста России Гии Эрадзе у них самый страстный — испанский блок. Редакции удалось встретится с Максимом и Екатериной и узнать у них особенности работы с яками.
У вас очень необычные животные яки. Какие есть особенности их дрессуры и содержания?
Максим: Да, животные действительно необычные. Но, каких-либо уникальных особенностей в дрессуре или содержании особо нет. В дрессуре это прикорма, в виде морковки, в уходе качественные корма, добавки и овощи. Наверное, главная особенность, это найди подход. Как ни как это горное, дикое животное, с большими рогами, а должно слушать тебя как щеночек. Наверно это главная особенность.
Екатерина: Особенности дрессуры, для меня, это отношение к якам как к домашним собакам. Для меня животное як, по поведению очень напоминает обыкновенную собаку. Поэтому относиться к ним нужно с любовью, но, конечно, не забывать про строгость. Так как собака, например, даже в игре может укусить, як в игре, может, так скажем, «боднуть» – забодать. Содержание наших животных, особым ничем таким не отличается от содержания животных в цирках. У них есть на конюшне своё место, их моют, кормят, расчесывают, ухаживают наши ассистенты. На улице у них стоит отдельный загон, для прогулок на солнышке, для того чтобы они дышали свежим воздухом.
К какому виду по дрессуре они ближе? К лошадям или к хищникам, или каким другим животным? Корректно вообще сравнивать или все животные уникальны?
Максим: Знаете, я никогда этим вопросом не задавался, к какому виду они ближе, но, наверное, да, к лошадям что-то близкое есть. К высшей школе. Когда животное не у барьера только, а в манеже тоже. И почему не корректно сравнивать? Дрессура всех животных одинакова — через любовь и дружбу. И да, скажу как любой дрессировщик, каждое животное уникально. Свой характер, свои желания, свой нрав, свое мировоззрение. Это личность, не забываем об этом. И нужно его раскрыть и показать всему миру. Будь-то маленький пудель или величавый слон. Каждое животное уникально, это факт.
Екатерина: Я не могу судить профессионально на эту тему, так как обучали меня дрессуре только с яками, обучала Екатерина Зверинцева мой учитель в работе с яками. Она доносила до меня психологию животного, его повадки, его жизнь и темперамент. Кроме яков на профессиональном уровне, я никого не дрессировала, кроме своих домашних собак. У меня было 4 немецких дога, а потом китайская хохлатая собака. Поэтому как-то с кем-то сравнивать я не имею права.
С такой прекрасной густой шерстью ваши яки не боятся морозов, а летом, как жару переносят?
Максим: Летом, конечно, они себя не так ощущают, как зимой. Жарко. Особенно если климат как в Сочи — когда жарко, душно, влажно и воздух стоит. Тогда мы их ставим в помещение с кондиционерами и даем побольше воды.
Екатерина: Мороз им только на пользу, тогда шерсть у них больше, гуще и красивее, а вот жару они не очень любят, в жару они вялые и совсем не хотят ничего делать, как и люди, собственно говоря.
Сколько у вас животных в данный момент участвует в аттракционе?
Максим: Если считать всех животных в номере, то 8. 6 яков и 2 лошади.
Екатерина: Да, у нас 6 рогатых красавцев.
Лошадей, тигров отбирают в номера в зависимости от характера, темперамента. Вы тоже животных отбираете или любого можно научить?
Максим: Это вопрос довольно интересный. Я, наверное, отвечу, что можно «попробовать» любого научить. Изначально они приходят к нам малышами и уже с возрастом, воспитанием и дрессурой можно понять будет животное работать или нет. А вернее что будет работать. Есть трюки, которые не граничат, так скажем с высшей школой. А делаются просто на каком-то инстинкте. Изначально все трюки изучаются через подкормку и игру, а там уже смотрим, что братья наши меньшие хотят делать, а что нет.
Екатерина: В нашем случае мы отбирали животных по их окрасу, мы не знали какие у них характеры. С момента знакомства до сегодняшнего дня у них характеры изменились. Сид, наш любимчик, пришёл к нам очень агрессивный, никого к себе не подпускал, а сейчас я целую его в нос и спокойно могу с ним контактировать.
Вы изначально пришли в цирк не как дрессировщик. Не скучаете по предыдущей работе? Не хотели бы вернуться? Или животные навсегда уже покорили вас?
Максим: До цирка не скажу, что совсем была другая работа, но от части да. Я также работал хореографом, у меня была студия танца. Но я также работал барменом. Бармен, бариста в одном заведении и старший бармен в другом. С животными, конечно, я не работал. Вернуться? Правильный вопрос, наверное, куда вернуться и как вернуться. Также просто танцевать и стоять за баром, наверное, нет. Животные дают чувство, сочетаемое со свободой. Ты становишься на «ты» с животной природой и чувствуешь себя частью чего-то неограниченно чистого и правдивого. Правду говорят, животные не обманывают. И ты как будто часть всего этого и ты как будто сверху. Как будто можешь говорить, что, чему и как, надо быть. И это, наверное, и есть ответ. Хотел бы я поменять что-то или вернуть? 100% нет.
Екатерина: Я пришла сюда артистом балета, им я и осталась, просто добавилась ещё и дрессура. Я этому очень рада, так как любой человек хочет развиваться и Георгий Гиулевич спасибо ему большое, подарил мне такую возможность стать дрессировщицей.
Яки опасные животные? Были какие-то случаи столкновения с ними? Они могут напасть на дрессировщика?
Максим: Естественно, опасные. Это дикие горные животные. Стадное чувство, война за территорию, главенство. Но, если ты найдёшь общий язык и подход, то даже самое свирепое животное может оказаться лучшим другом. А случаи… ну всякое бывает. Такое что б я от рогов летал или бежал от него, нет. Тут и есть весь секрет. Говорю про яков. Если хоть один раз ты покажешь слабину и убежишь от яка, то ты больше к нему не подойдёшь. Он тебя не подпустит. И это не про палки, кнут или что-то другое. Мы этого не приветствуем категорически! Все идёт на доверии и дружбе. Это напор, голос и показ того, что ты не боишься. Конечно, лезть на рога не следует, но подловить момент когда он только начал думать об этом, а ты уже стоишь перед ним и говоришь – «Что задумал? Остановиться? Нет, шагаем или рысью бежим.» Все. Он мысль отбросил и делает то, что от него просят.
Екатерина: Да, безусловно любое животное может тебе навредить. Кошечки царапаются, собачки кусаются, даже попугай может больно клюнуть. Яки не исключение, они могут ударить своими большими рогами, могут лягнуть копытом, могут придавить. Но надо всегда помнить, животное без причины никогда не нападёт. Поэтому нужно всегда анализировать именно свои поступки, почему на тебя среагировало животное, что ты сделал не так и тогда всё будет хорошо. Конечно, пока мы с ними знакомились мы получали и рогом, и копытом, но слава богу не сильно.
Никогда не хотели бы дрессировать и других животных? Возможно, сделать смешанный номер?
Максим: Наверное, мне хотелось бы попробовать сделать высшую школу с лошадью. Этакий танец жеребца и дрессировщика. А смешанный номер, у нас уже работают яки и лошади вместе. А кого-то другого это, наверное, с кем-то уже другим. Хотя кто знает, это цирк, тут возможно все!
Екатерина: Если мне предложат ещё возможности, то я обязательно их приму. Всё будет зависеть от того будет ли у меня получается совмещать и общаться с новыми подопечными. Но я всегда за развитие, так интереснее жить. И мы же цирк, мы любим удивлять!
Интервью подготовила Ольга Крылова, фотосессию провела Литвиненко Екатерина