Попугай ара – самый крупный и красочный представитель экзотических птиц. Он отличается ярким оперением, царственной осанкой, а также умом и сообразительностью. Мы решили встретиться с артистами цирка, дрессировщиками и лучшими друзьями гигантских попугаев Майей Артемьевой, Константином Евстигнеевым и их сыном Остапом, чтобы поближе узнать об этих красивых птицах.
Корр.: Добрый день! Майя, мы знаем, что Вы из очень известной цирковой династии, и Вы – дрессировщица попугаев. Расскажете о своих пернатых партнёрах, как они у вас появились?
Майя: Да, мы – потомственные артисты цирка. Дед по маминой линии был борцом в цирке. Выходил на манеж вместе с русским богатырем Иваном Поддубным. Так что мы — третье поколение нашей династии, а сын Остап – четвертое.
После знакомства с мужем мы вместе стали работать в номере диаболо «Мир игрушек», который получил патент Вашингтона за авторские и уникальные трюки, не имеющие аналогов в мире. Моя бабушка — родоначальница жанра диаболо в Советском Союзе, а теперь и России, в котором мы сейчас выступаем (жонглирование необычными катушками – прим. корр.). Это китайский жанр, и наш номер совмещен с иллюзией. Получился весьма оригинальный аттракцион.
Через какое – то время нам захотелось сделать что-то своё, уникальное, со своей яркостью и красотой. Решили поработать с попугаями. Ещё до замужества я привезла из Америки среднего попугая аратингу по имени Элвис, и он живет у меня как домашний питомец. Сейчас попугаю 25 лет, и он неплохо себя чувствует. Но Элвис был слишком маленький для манежа, поэтому мы стали искать более крупных птиц. Нашли одного большого зеленокрылого ара — Джоржа и с ним отрепетировали целый номер. Он у нас гений, научился делать все: кувырки, кульбиты, катался на роликах и велосипеде, с горки съезжал, играл в баскетбол. Сейчас ему уже 15 лет. В дальнейшем мы стали через каждые полгода подбирать для нашего шоу по попугаю. Появился какаду Соломон – лучший друг моего сына Остапа. Приобрели сине-желтого ара Арчибальда, затем солдатского ара Маркуса и потом уже Ромео — гиацинтового ара. Этот вид попугаев известен всем по мультфильму «Рио», и это самый большой и редкий попугай в мире. Не в каждом крупном зоопарке он есть. Разница между Маркусом и Ромео – пять дней, и посмотрите на разницу в размере птиц. Просто «слон и моська». И они – два лучших друга! Вместе ходят по квартире, и если какая – то разборка с Джоржем, то выяснять отношения идут вдвоем.
Птиц мы приобретали в специальных питомниках. Они не вывезены из природы, а рождены и выращены в неволе.
- С 2012 Майя с мужем Евстигнеевым Константином работают дрессуру с попугаем «Джорж и К°».
- «Джорж и К°» — этодинамичное шоу с огромным количеством оригинальных трюков, где птицы ездят на велосипеде, самокате и даже на роликах, приносят цветы и играют в баскетбол, а также парят прямо над головами зрителей.
- В шоу пять артистов: четыре ара и один какаду. Сине-желтый Арчибальд, гиацинтовый Ромео, зеленокрылый Джордж, солдатский Маркус и большой белохохлый какаду Соломон.
Корр.: Птицы разных видов, они не враждуют между собой?
Майя: Конечно, бывает, что они ругаются. И дело тут даже не в виде, а в характере птиц. Один показывает: «Давай поиграем, что ты сидишь», а его пернатый приятель огрызается, как бы говоря, «отстань». Вот такие они дети, мальчишки! Мы – многодетная семья, где у каждого свой характер!
Константин: Да, один хочет играть, другой этого не хочет; один спать хочет, другой тянет его за ногу, желая поиграть…
Корр.: Насколько легко приручить попугая? Можно ли употребить слово «дрессура» по отношению к этим птицам?
Константин: Нет, это скорее воспитание.
Майя: Дрессура и воспитание – это практически синонимы, как с ребенком, которого воспитывают с самого младенчества. Как ходить на горшок, как держать ложку, чистить зубы. Как в семье, так и с животными. Только, смотря, как подходить к воспитанию. И дрессировщики бывают жестокие, и мамаши бывают такими же. Всё зависит от человека. От подхода и внутренних данных. А так дрессура и воспитание для нас — это синонимы.
Дрессура у нас поставлена на игровой манере и похвале. И каждый трюк прорабатывается по несколько месяцев. Птицы должны понять суть трюка, заинтересоваться и тогда их уже нельзя остановить. Один сделал трюк, другие смотрят. И потом наперегонки летят повторять за своим пернатым другом. Тот же трюк «самокат». Конечно, в начале у них ничего не получается, но повторить то они его хотят. Вот так и получился теперешний наш номер.
Корр.: Получается, вы их иногда ругаете?
Майя: Их и нужно иногда ругать. Когда человек… (смеётся)…когда попугай делает что-то неправильно, он, возможно, не понимает, что он делает неправильно, поэтому до него этот момент нужно донести. Обязательно читаем попугаем лекцию, говорим «нельзя», «плохо», при этом меняем интонацию, и они отлично все понимают. Это же дети. У них интеллект пяти — шестилетнего ребенка. И, если ты хочешь себе пожизненного ребенка, то заводи попугая. Он – это тот ребенок, который никогда не повзрослеет.
Корр.: Расскажите, пожалуйста, о создании и постановке шоу / номеров? Бывает ли, что птицы сами подсказывают тот или иной трюк?
Майя: Если внимательно понаблюдать, как ведёт себя птица, можно понять, какой из трюков будет даваться ей легче остальных. Уже в процессе воспитания видишь, что одному нравиться прыгать, другому нравиться выполнять команду «апорт» (приносить какие-то предметы — прим. корр.), третьему нравиться летать, и уже отталкиваешься от их интересов и способностей.
Константин: А также от их желания.
Майя: Да, и мы уже используем эту их привычку и интерес во благо номера.
Корр.: А какой трюк, по-вашему, самый сложный для птиц? И как Вы обучали попугаев выполнять его?
Майя: Одним из сложных трюков в шоу можно назвать езду на велосипеде. Мы ставили каждую лапочку попугая на педали и месяцами ему говорили команду «крути», прокручивая его ножечки руками. Двадцать минут работы, потом отдых. И обязательно хвалишь, хотя в начале, конечно, и не получается. Говоришь ему: «Ой, как здорово!». Главное, стимулировать попугая. Он видит и слышит, что тебе нравится, и начинает уже стараться. Трюк «Антипод» тоже очень сложный, когда попугай, лежа на спине, крутит палочку ногами. Это движение для них не свойственно. Для обучения трюкам сначала нужно завоевать доверие своего пернатого друга, чтобы добиться его хорошего расположения, и тогда дрессировка будет проще.
Корр.:Наверное, трудно содержать таких крупных птиц? Что обычно входит в их рацион?
Майя: Мы живем в квартире, и у птиц есть своя комната, совмещённая с кухней. Живут попугаи вне клеток, возвращаясь в них лишь для сна. Они много с нами общаются и активно развиваются. В квартире для них оборудованы специальные игровые площадки с «деревьями», качелями и насестами. Каждого приобретенного попугая в течение года мы обучаем, чтобы он не трогал и не грыз пульты, шнуры и прочее. Зарядка для телефона для них вообще самая любимая игрушка. Попугай – это же как ребенок, пока он не пройдет свой путь проб и ошибок, ничему не научится. Это сейчас у нас зарядки и пульты лежат в сохранности. В рационе у птиц специальный корм – сухие зерновые смеси, всегда свежие фрукты, цукаты, овощи и орехи, куча всяких витаминов и добавок.
Корр.:Не могу не спросить, насколько тяжело Вы вместе с питомцами переживаете короновирусный кризис?
Майя:Ой, очень тяжело переживаем. И финансово нам непросто, да и морально очень тяжело. Потому что мы вообще не привыкли сидеть на одном месте. Да, мы любим свою квартиру, нам всё в ней нравится, но год сидеть и просто никуда не выходить…это ужасно. Два месяца мы просто из квартиры не выходили, только Костя в магазин за продуктами ходил, а мы с Остапом вообще не показывались на улице. Попугаи были в замкнутом пространстве квартиры и просто исстрадались, ведь им тоже нужно куда-то ехать, репетировать; они же обожают работать. Как только включаешь рабочую музыку: один бежит крутить кульбиты, другой несёт игрушку, третий весит вниз головой и крылышки поднимает. Да, психологически было очень тяжело.
Корр.: В свете последних событий и нападок зоозащитников на цирки с животными, как на ваш взгляд живётся животным в цирках в нашей стране?
Майя: В каждой профессии есть свои бездари, садисты, убийцы. Матери убивают своих детей, что им запретить рожать? Няни отрезают младенцам головы – запретить профессию няни? К счастью, в цирке такие люди большое исключение, их единицы. Среди учителей и воспитателей больше агрессии, чем среди дрессировщиков. В цирке жестокость – это большая редкость. И сами цирковые этого не допускают. Мы всегда пресекаем, если видим какое-либо проявление жестокости, и пытаемся помочь лично, если человек не понимает. Но за всю мою жизнь, а я всю жизнь в цирке, было отчасти пару случаев, когда проявлялась какая-то жестокость к животным. Но тут уже объединяются все артисты и устраняют эту ситуацию: идут в дирекцию, разговаривают с этим человеком, помогают животному. Это однозначно! Цирковые артисты — очень сердечные люди. Для нас животные – это любимые дети! Вот зоозащитники говорят: «Это ваше средство заработка». Какого заработка?! Мы больше тратим на содержание попугаев, чем на них зарабатываем. Зоозащитники демонстрируют людям видеоролики многолетней давности о проявлении жестокости к животным. Этих дрессировщиков и в живых то уже нет. И показывают не только российские видеоролики, но и зарубежные — из стран, где и женщин за людей не считают, не то, что животных. Не нужно в это слепо верить, нужно проверять информацию, а для этого нужно ходить в цирк. И, если видишь что-то сам, лично, то, конечно, тогда нужно бороться. А то некоторые говорят: «Я не хожу в цирк, но точно знаю, что там жестоко обращаются с животными». Откуда ты знаешь? Где видел? Сейчас столько ложной информации на любую тему, что всё нужно проверять.
Корр.: Говорят, что многие дрессировщики со временем становятся похожими на своих питомцев. Про себя можете такое сказать?
Майя: Это правда. Особенно Остап похож с Соломоном. Они оба беленькие и по характеру спокойные. Костя, наверно, больше с Ромео похож. Он задумчивый, никуда не торопится. Мне тоже говорят: «Слушай, Майя, ты так стала на своих попугаев похожа, даже говоришь как они, с такой же манерой поведения». Ну да, (смеется) с кем поведёшься …
Корр.: Что вы посоветуете людям, которые хотят завести попугая, посмотрев ваше шоу?
Майя: Скорее всего — не брать. Потому что это даже и не собака. У нас всегда были собаки, мы их любим, и содержание крупных птиц намного отличается от содержания собак. Попугаи требуют к себе внимания 24 часа в сутки. Если вы полдня на работе и дома никого нет, то попугаи начинают тосковать, выщипывать себе перья, для них это стресс, и это страшно. Для попугаев нужно много места и много терпения. И, если собачку можно за два-три дня чему-то научить, той же команде «на место», то с попугаем этот вариант не пройдет. С утра и до вечера нужно находиться рядом с ними. И, конечно, это серьёзная финансовая составляющая, так как для содержания попугаев необходимо много всего приобрести.
Корр.: Есть ли в планах еще что-нибудь новое или решили остановиться на достигнутом? Репетируете ли новые трюки с пернатыми?
Майя: Мы пока притормозили с приобретением новых птиц. Время тяжёлое, и не понятно, что будет дальше. Сейчас у нас полный пернатый комплект, и мы всеми довольны. Главное, чтобы здоровье было, а там посмотрим. Так вроде и не предполагаем, а там раз, и кого-нибудь возьмём. Новые трюки репетируем всегда, осваиваем что-то новое, интересное, запас есть и большой, что – то видим в природе, что – то попугаи нам демонстрируют. Новый номер пока не хотим делать, совершенствуем тот, что сейчас показываем зрителям. Выступаем мы в прекрасном цирке, в частном шапито, и будем там работать до зимы.
Корр.: Правда ли, что у гигантских попугаев весьма трудно определить пол? В интернете я читала историю из Омского цирка, где попугая 18 лет считали мальчиком, пока тот не отложил яйцо.
Майя: Действительно, практически невозможно определить пол у крупных птиц. Только по ДНК-тесту. Мы предполагаем, что у нас мальчики, потому что мальчики чуть крупнее девочек. Цвет у них практически одинаковый. Но нам не принципиально: мальчик это или девочка. Это, как у людей, есть бездарные личности, есть одаренные. Наши мальчики очень талантливые. Но частенько бывает, когда путают пол у птиц. У моей подруги был попугай по имени Гоша. Так вот он тоже снёс яйцо, и после этого она стала Гошенция.
Корр.: В Москве работает Уголок имени Дурова и Театр Кошек Юрия Куклачёва, а Вы хотели бы создать подобный театр с попугаями?
Майя: Нам часто говорят: «У вас прямо цирк попугаев на дому, почему бы вам не открыть свой театр, как у Юрия Куклачёва», однако мы не так финансово подготовлены к открытию театра птиц, но мысль хорошая!
Корр.: Вы гастролировали с детства. Как Вас принимали зрители? Есть ли какая-то страна, которую Вы хотели бы посетить со своим номером?
Майя: Принимают нас везде отлично! Понятно, что предпочтения у всех разные: кому-то животные нравятся, кому-то акробаты, но принимают всегда очень хорошо. Люди, которые ходят в цирк и которым он нравится, как искусство, отдаются ему полностью. И эта зрительская отдача везде ощущается очень сильно, но именно в страну, в которую хочется вернуться – это Австралия. Это климат, это солнце, это воздух! Экзотические птицы, животные, которых не встретишь больше нигде в мире. Это ж удивительно, когда находишься в гостиничном номере, куда спокойно входит какой-нибудь журавль, забирает твоё полотенце и с криком улетает прочь. Или попугаи там живут, как у нас голуби или воробьи, или стадо кенгуру, которое может подойти к твоему отелю в надежде получить вкусняшку. Коалы, тасманские дьяволы — да всех просто не перечислить. Животный мир Австралии весьма многообразен. И страна сама по себе очень красивая!
Корр.: Ваш сын Остап участвует в вашем шоу, он также станет дрессировщиком?
Майя: Остап — достойный продолжатель нашей династии, и ему нравится то, чем он сейчас занимается. Он – наш главный ассистент в «Шоу с попугаями», а в номере в «Диаболо» Остап уже полноценный артист, мы без него вообще никуда.
Мы поблагодарили цирковую семью Майю, Константина и Остапа за интереснейший рассказ об их пернатых питомцах. Желаем им блестящих и прекрасных выступлений, звонких и громких аплодисментов, а также новых увлекательных идей для их шоу «Джорж и К°».
Инстаграмм Майи Артемьевой — @mayaartemieva
В завершении прекрасного апрельского дня мы провели красивейшую фотоссесию в оранжерее Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина
В ней представлены растения со всех стран мира: Средиземноморья, Северной и Центральной Америки, Южной Африки, Австралии, а также две «биогеографические» экспозиции – ксерофиты и суккуленты Нового Света и Африки (включая Мадагаскар) и других.
И, если вы хотите окунуться с головой в джунгли Австралии или побродить по песчаным дорожкам Африки, то приходите в главный Ботанический сад в Москве по адресу: Ботаническая ул., 4, стр. 2. Старая Фондовая оранжерея открыта для посетителей в течение всего года. Сейчас там проходит выставка цветущих азалий, а в мае распустятся рододендроны, и оранжерея вновь запестрит яркими, самыми многообразными красками, достойными памятных фотографий.
Интервью подготовила Наталья Коновалова, фотосессию провела Екатерина Литвиненко.